КОЛПАК, БОРДЕР И ВЕЧНЫЙ ШУТ (Джокер в 2013-2015 гг.)

hoodborder1После успеха “Смерти семьи”, (не без оговорок) творческого и (а вот это уже однозначно) коммерческого, DC приняла решение оставить Джокера Скотту Снайдеру – то есть вчистую убрать его из традиционных сюжетов, в том числе посвященных “Аркэму”, и использовать исключительно для построенных вокруг него суперсобытий. Ход был верным, эффективно возвращающим злодею его внушающую ужас репутацию. Тем не менее, на самом-то деле смертоносный остряк не собирался никуда исчезать надолго – он появился в следующем же эпосе Снайдера, амбициозном “Нулевом году”, целью которого было заменить в новой хронологии суперклассический “Год первый”. Правда, это был еще не совсем он.
Вернувшись в Готэм после долгих странствий и тренировок, молодой Брюс Уэйн сталкивается с тем, к чему не совсем готов, — с преступностью новой разновидности. Хорошо вооруженная и отлично организованная банда Красных Колпаков – угроза в равной степени для простых горожан, представителей власти и криминальных семей вроде Фальконе. Ее члены скрывают свои лица под красными масками и в большинстве случаев не знают друг о друге ничего. Держащий всех их в железном кулаке загадочный главарь проницателен, находчив, остроумен и безжалостен; чаще всего он вербует даже не преступников, а готэмцев среднего класса или высшего света, давя на них шантажом или силой. По его словам, половина полицейских города тоже состоит в банде.
Брюс пытается бороться с кажущейся неуязвимой организацией, используя всевозможные ухищрения, грим, гаджеты, но все его попытки заканчиваются в лучшем случае с ничейным счетом. В конце концов Красный Колпак № 1 лично наносит ему визит вежливости (с избиением и поджогом) и жалит в сердце, заявив, что в своей деятельности вдохновляется в первую очередь смертью Томаса и Марты Уэйн. Именно после этого молодой мститель решает добавить к своему имиджу “сверхъестественный” элемент, став Человеком – Летучей Мышью.
hoodborder2Решающая битва между Бэтменом и бандой разворачивается на всем известной химической фабрике, где, согласно правилам современных голливудских блокбастеров-приквелов, происходит вовсе не банальное ограбление, как в классическом варианте, а подготовка к угрожающему всему Готэму теракту. В ходе схватки Колпак № 1 выстрелом убивает дядю Брюса, Филипа Кейна, нечистого на руку дельца и члена банды, пришедшего, тем не менее, на помощь племяннику в нужный момент; таким образом вражда между двумя людьми в масках сразу переходит на личный уровень. При этом саркастичный лидер с каждым разом все больше симпатизирует упрямому оппоненту, предлагает ему место в организации и даже готов показать свое лицо. Во время одной из ранних встреч он называет Уэйна “наш маленький мститель”, во время схватки на фабрике – уже “МОЙ маленький мститель”. И хоть выясняется, что место первоначального главаря в какой-то момент занял самозванец, чью личность не знали даже ближайшие соратники, сомнений в том, что в химикаты упал именно человек, бывший предводителем Колпаков с первой же стычки Брюса с бандой, не возникает.
Далее центральным злодеем “Нулевого года” стал Риддлер (впервые за много лет показанный как очень серьезная угроза), однако история Колпака № 1 получила достойный эпилог в “Красном Колпаке и людях вне закона. № 25”, где человек с забинтованной головой и жутким оскалом приходит, чтобы символически сжечь свое прошлое и не оправдавшую ожиданий идею. Вопрос с ватагой оставшихся без надзора Колпаков, от которой пришлось удирать вооруженной мечом Талии и еще не встретившему Бэтмена Джейсону Тодду, бывший лидер закрывает смехотворно просто, сломав в подвале ломом газовую трубу и бросив спичку. После чего, наконец-то, начинает радостно хохотать.

hoodborder3

Идея сделать Джокера несомненным гением и безжалостным убийцей до его трансформации пришлась по вкусу не всем, однако она кажется вполне оправданной в контексте “Новых 52”, где Клоун – Принц Преступного Мира в его привычном виде существует от силы лет пять и каждое его новое пришествие становится поводом для громкого суперсобытия. Образ не был лишен недостатков: классическая концепция колпака как обеспечивающего полную анонимность головного убора была принесена в жертву желанию при каждом удобном случае демонстрировать зубастую улыбку главаря, подкидывая отнюдь не тонкие намеки. Тем не менее, Красный Колпак № 1 стал весьма впечатляющей и запоминающейся инкарнацией величайшего злодея.
Однако, как бы ни был хорош Колпак, у Снайдера в рукаве была припасена еще более сильная карта – Эрик Бордер.
Хоть начиная с 80-х Джокер в комиксах чаще всего изображался как субъект, неспособный существовать в обществе без мгновенного нанесения ущерба окружающим, неоднократно делались попытки показать нечто противоположное. В первой же истории о нем Билла Фингера злодей хорошо владел искусством перевоплощения, и во времена Золотого Века неоднократно этот свой талант демонстрировал – с использованием легендарных ныне реалистичных резиновых масок (типичная для того периода условность). Через много лет идея о том, что шут-маньяк может легко прикидываться обычным человеком, начала обретать более правдоподобные очертания. В блестящем арке “Легенд о Темном Рыцаре” “Стать нормальным” он, решив, что избавился от архи-врага, без проблем получает нормальное лицо и работу и даже собирается жениться. В ныне забытом “элсворде” “Последний ангел” (подробнее тут), скрываясь под личиной Тромпа Меркюри, манипулирует событиями так, чтобы и захватить власть в криминальном мире, и подставить Бэтмена. По-настоящему же этот мотив подхватили уже в новом веке, причем шло по нарастающей. У Пола Дини клоун-убийца под носом у Летучей Мыши и Гордона не очень долго притворялся фокусником Иваром Локсиасом. У Гранта Моррисона уже дольше побыл британским детективом Обероном Секстоном, да так эффектно побыл, что юный Дэмиен Уэйн заподозрил, что это его пропавший отец (подробнее тут).
hoodborder4Снайдер же начал еще более любопытную игру, введя во втором ежегоднике “Бэтмена” нового работника “Аркэма” Эрика Бордера, скромного, заботливого, но при этом отнюдь не трусливого – одним словом, это та самая добрая душа, которой так не хватало в знаменитой психушке. Рассказ в основном ведется от его имени. Он хочет помогать пациентам. В Темном Мстителе он видит друга, и тот тоже быстро начинает относиться к новому знакомому именно так. Ни у опытных психиатров, ни у величайшего в мире детектива, ни у умеющей читать умы пациентки Отшельницы не возникает ни малейших подозрений относительно того, кто же этот человек на самом деле. И если у Моррисона Бэтмен-Грейсон в итоге вычислял личность Оберона, то до Бэтмена-Брюса Снайдера правда доходит лишь тогда, когда добрая душа Эрик сам снимает перед ним весь свой грим.
Увы, как и в случае с Секстоном, потенциал идеи был использован где-то на треть. Опасаясь, что его маленькую тайну раскроют, Скотт позаботился о том, чтобы Бордер не светился часто. Не считая милых отношений с коллегой Мэрин Захир, о подробностях жизни Эрика мы узнаем очень мало, поэтому имеем недостаточно материала даже для того, чтобы гадать о том, что в нем было виртуозной актерской игрой, а что (может быть – всего лишь может быть) действительно присутствовало в самой черной готэмской душе. Все это было принесено в жертву эффектному, бесспорно, сюрпризу.
Но прежде чем переходить к нему, стоит кратко вспомнить некоторые другие моменты. Самозваная “Дочь Джокера” Дуэла вернулась в новом жутковатом варианте – как молодая садомазохистка, носящая на своей физиономии найденное ею старое гниющее лицо Клоуна – Принца Преступного Мира. Стартовав в весьма бредовой истории о племенах подземелья Готэма на страницах “Женщины-Кошки”, она вскоре стала частью нынешней “аркэмской” популяции, как бы компенсируя там отсутствие и Джокера, и Харли Квинн (светящейся, в двух совершенно разных вариациях, одновременно в “Команде Самоубийц” и собственной, чисто комедийной, серии).
Вернулся и озорной шутник Сезара Ромеро – в онлайн-комиксе “Бэтмен 66”, описывающем события во вселенной легендарного телесериала 60-х. Свои Джокеры обнаружились на Земле-2 и Земле-3 “Новых 52”: первый долгое время содержался местными супергероями в обездвиженном состоянии и бесславно закончил свой путь от пули Бэтмена – Томаса Уэйна, второй убил Дика Грейсона Земли-3 и обработал своим ядом Альфреда, после чего был убит злымhoodborder5 аналогом Летучей Мыши, Человеком-Филином. В описывающей возможное будущее серии “Новые 52: Конец будущего” искусственный интеллект Брат Глаз создает гибридного киборга из Бэтмена и Джокера и отправляет в прошлое, чтобы тот помешал Терри Макгиннису изменить историю. Наконец, в очередном суперсобытии “Конвергенция” засветились некоторые предыдущие инкарнации злодея, в том числе клоун-вампир мира “Красного дождя”. В общем, как бы DC не пыталась придерживать персонаж исключительно для Снайдера, все равно – и как всегда – получилось много Джокеров, хороших и разных.
Замысел новой Джокеровской саги на страницах “Бэтмена”, “Конечная игра”, возник у Скотта еще во время работы над предыдущей – “Смерть семьи”. Идея была сделать нечто полностью противоположное: если ранее маньяком руководили чувства, скажем так, дружеские (как они проявлялись – это другое дело), то теперь на повестке дня – ненависть и полное уничтожение всего, что дорого архи-врагу. “Смерть” была комедией, “Игра” – трагедией. Это подчеркивал новый внешний облик персонажа, разработанный Снайдером и Грегом Капулло: короткая стрижка, похоронный черный костюм лишь с одним элементом фиолетового цвета – платочком, немного отличающийся оскал, кровожадные глаза. По словам Скотта, такая внешность должна была говорить Летучей Мыши: “Я начинаю заново. Я закончил с тобой. Между нами все кончено. Ты и я играли в эту игру какое-то время, а потом ты показал мне, что ты слишком скучен для игр, так что мы закончили”.
Автор планировал взяться за этот сюжет чуть позже, но переезд DC на Западное побережье заставил его поторопиться, да и время оказалось подходящим. “…эта история действительно ведет к тому, что Джокер говорит: “Твоя вечеринка окончена. Теперь это моя вечеринка. Мое 75-летие стартует, как только этот год закончится”. И так и есть. Он объявился в “Бэтмене. № 1” в 1940-м, так что после декабря это на самом деле его вечеринка начинается”, — объясняет Снайдер.
“Конечная игра” стартовала с “бэнг!”: на этот раз Клоун – Принц Преступного Мира всего-навсего направлял против Бэтмена Лигу Правосудия. Если учесть, насколько разнятся суперсилы и уязвимые места ее членов, нельзя не признать, что разработать для каждого из них персональную, учитывающую именно его особенности, вариацию вируса безумия – это работа, достойная Нобелевской премии. И это была только разминка: легко обезвредив Темного Рыцаря, злодей распространял смертоносную и чрезвычайно быстро действующую инфекцию по всему городу, превращая население в хохочущих сумасшедших. Наконец, изюминка на торте: тогда же появлялись, хоть и сомнительные, свидетельства того, что на самом деле Джокер бессмертен в стиле Вандала Саважа и Раш аль Гуля, что он старше Готэма и во все времена нес смерть и беды его жителям.

hoodborder6

Последний момент, естественно, породил бурную реакцию в среде комикс-фанов, что Снайдера и Капулло лишь порадовало. Многочисленные споры и просьбы в стиле “Пожалуйста, сделайте его бессмертным” или “Пожалуйста, я перестану читать, если вы сделаете его бессмертным” лишь свидетельствовали о том, насколько читателям небезразличны их деятельность и сам персонаж.
В дополнительных сюжетах “Бэтмена” Джеймс Тайнион IV проделал замечательную работу по еще большему мистифицированию образа самого страшного злодея всех времен. В буйных фантазиях обитателей “Аркэма” он представал то дьяволом, то киборгом, то давно терроризирующим Готэм демоном-клоуном, то солдатом секретной правительственной программы, то… просто человеком, чьи психопатические нравы проявились в раннем детстве и который с тех пор кочевал от одной приемной семьи к другой. Последний вариант Клоун – Принц Преступного Мира милостиво вручил исследовавшей его много лет психиатру Мэрин Захир (и близкой подруге Эрика Бордера – в тексте есть весьма интересные намеки на характер их отношений), с сатанинской иронией поставив ее в один ряд с ее же пациентами. В то время как Снайдер больше внимания уделял все же фигуре Бэтмена, его и его окружения реакциям на новую атаку злодея, у Тайниона Джокер стал настоящим центром изысканно безумного повествования, пугающе хорошим знатоком чужих душ, всегда готовым великодушно предложить любому интересующемуся такую свою историю происхождения, которая подходит именно ему – и в которой, конечно же, нет ни капли правды.
hoodborder7Этот же автор также написал отличный третий ежегодник “Бэтмена”, еще раз доступно объясняющий, почему чокнутый преступный клоун без каких-либо суперсил уже много лет опережает в списке величайших страшилищ могущественных андроидов, демонов из преисподней и всесильных галактических тиранов. В этом комиксе Джокер занимается последовательным многолетним преследованием человека, всего один раз сказавшего ему то, что, очевидно, ему не было приятно услышать, целенаправленно лишает его любых связей с окружающими, вынуждает добровольно поселиться в “Аркэме” и в итоге становится его единственным оставшимся другом – как Эрик Бордер, естественно.
В отличие от “Смерти семьи”, DC не пыталась охватить новым Джокеровским суперсобытием все возможные серии, однако некоторых из них события “Бэтмена” все же коснулись. Наилучший результат был достигнут в “Готэмской академии” – многообещающей новой серии, интригующим протагонистом которой стала Олив Силверлок, юная дочь пациентки “Аркэма”, в чьих глазах Человек – Летучая Мышь точно не является однозначным воплощением добра. В этом комиксе затеянная Снайдером и Тайнионом игра выходит на новый уровень: в детских байках улыбающаяся смерть лишается физической оболочки и становится вездесущим, в том числе в мировом масштабе, мистическим образом непреодолимого зла и страха, могущим нагрянуть – и никогда после этого не отвязаться (этот мотив остается неизменным) – и в магазине масок, и в самом простом зеркале.
В других сериях новая атака Клоуна – Принца Преступного Мира использовалась для того, чтобы продвинуть вперед эволюцию важных персонажей – юнца Лонни Мачина, в чьих руках очутилась маска Анархиста (“Детективные комиксы”), и окончательно сошедшего с ума Джеремии Аркэма (“Поместье “Аркэм”). Лишь выпуск “Бэтгерл” был совершенно не нужен, поскольку об отношениях этой версии героини с Джокером “Новых 52” все было сказано в “Смерти семьи”.
“Конечную игру” можно было бы назвать работой над ошибками, проделанной Снайдером по результатам “Смерти”, если б он сам не утверждал, что отличия между двумя сагами являются специальными и давно продуманными. Например, он еще в “Семью” собирался вставить момент, где маньяк присылает Брюсу отрезанную руку Альфреда, однако решил приберечь торжественное отсечение конечности для более мрачной истории. То же самое касалось тим-апа защитника добра с членами его “галереи бестий” против улыбающейся смерти и, конечно же, кровавого финального поединка между заклятыми врагами, которым Скотт и Грег попытались превзойти свое любимое “Возвращение Темного Рыцаря”.
Был ли Джокер действительно бессмертным долгое время или же лишь недавно нашел исцеляющий источник (идея средняя, но кто ж виноват, что автору всегда нравился “Франкенштейн”) и использовал его для новой шарады? И сам комикс, и интервью Снайдера дают весьма однозначный ответ на этот вопрос: “Мне нравится оставить открытой возможность того, что сказанное им правда, но все указывает на то, что он лжет, в этом идея. В конце концов, причина, почему он начинает ползти к дионезиуму в конце, — это чтобы было ясно видно, что ему нужно еще, чтобы исцелиться и выбраться оттуда”.
hoodborder8Умерли ли оба архи-врага в финале “Бэтмена. № 40”? Да, конечно, разумеется. В смысле, в июне Бэт-комиксы под предводительством все того же Снайдера поедут в несколько другом направлении, чем ранее. Но автор при этом не отрицает, что возможность вернуть обоих 75-летних ветеранов, естественно, рано или поздно найдется. Скотт также заявляет, что это последний раз, когда он пишет историю о клоуне-убийце, однако допускает, что в будущем изменит свое мнение. Да и почему б его не изменить, если “Конечная игра” стала абсолютным хитом DC, уверенно обосновавшись в первой пятерке комиксов-бестселлеров месяца, а “Бэтмен. № 37” и вовсе возглавил список, обскакав Marvel? Что бы ни твердили несогласные, однозначный успех у читателей дуэта Джокера и Снайдера явно свидетельствует о том, что мы видим его не в последний раз. Время покажет.
Подробное описание всех перечисленных выше событий можно найти по следующим ссылкам:

ИЮЛЬ 2013 Г.
АВГУСТ 2013 Г.
СЕНТЯБРЬ 2013 Г.
ОКТЯБРЬ 2013 Г.
НОЯБРЬ 2013 Г.
ДЕКАБРЬ 2013 Г.
ЯНВАРЬ 2014 Г.
ФЕВРАЛЬ 2014 Г.
МАРТ 2014 Г.
АПРЕЛЬ 2014 Г.
МАЙ 2014 Г.
ИЮНЬ 2014 Г.
ИЮЛЬ 2014 Г.
АВГУСТ 2014 Г.
СЕНТЯБРЬ 2014 Г.
ОКТЯБРЬ 2014 Г.
НОЯБРЬ 2014 Г.
ДЕКАБРЬ 2014 Г.
ЯНВАРЬ 2015 Г.
И СНОВА ОН ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО
ФЕВРАЛЬ 2015 Г.
МАРТ 2015 Г.
АПРЕЛЬ 2015 Г.
МАЙ 2015 Г.
ИЮНЬ 2015 Г.

Вадим Григорьев.

Добавить комментарий